Andrey (azangru) wrote,
Andrey
azangru

Брюзжание

Все загадочней для меня морфемный разбор (который, по идее, должны производить дети в школе, чтобы применять те или иные орфографические правила), все удивительней способность детей вообще как-то усваивать этот материал.

Вот, например, в морфемно-орфографическом словаре Тихонова слово «огромный» разбирается на морфемы так: Огро́мн/ый. То есть «огромный» и какая-нибудь «громада» — это не однокоренные слова.

Тихонов, кажется, больше опирается на мотивационный принцип. Учитель считает, что в слове «средство» корень «сред-» (а следовательно «д» — проверяемая согласная), Тихонов — что «средств-» (и д непроверяемая). Специалист-морфолог считает, что диктофон — единый корень (и безударная гласная о — непроверяемая), а Тихонов (отступая от мотивационного и обращаясь к историческому принципу) — что это слово состоит из корней дикт- и -фон, а гласная о — соединительная (и проверяемая). Учитель считает, что в слове «сочинение» корень -чин- (и гласная проверяемая), Тихонов, возвращаясь к мотивационному принципу, — что сочин- (и гласная непроверяемая).

То-то я, помню, на выходе из школы не понимал, как разбирать слова по составу...
Subscribe

  • (no subject)

    Someone's comment on Twitter reminded me how differently we interpret what we experience: My impression from that interview was that Yuri was…

  • (no subject)

    Via Twitter. From the book The Gray Lady Winked, photographed by Michael Shermer: Here's the tweet that the paragraph references (took a while…

  • (no subject)

    To unscramble an egg, by the way, would be a closer idiomatic parallel to ungrinding ground meat, and in spite of Julia Ioffe, is just as dark, blunt…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments