Andrey (azangru) wrote,
Andrey
azangru

Category:

Размышления вслух

Сегодня, возлюбленные, Господь наш Иисус Христос был предан; в этот наступающий вечер иудеи взяли Его и пошли. Но не предавайся унынию, услышав, что Иисус был предан; или лучше, предайся унынию и плачь горько, но не о преданном Иисусе, а о предателе Иуде, потому что преданный спас вселенную, а предавший погубил свою душу; преданный сидит ныне одесную Отца на небесах, а предавший находится ныне во аде, ожидая неизбежного наказания. О нем плачь и воздыхай, о нем скорби, как и Владыка наш плакал о нем.

— Св. Иоанн Златоуст
О предательстве Иуды и о Пасхе


Вот еще один вопрос, который я уже лет семь, наверное, периодически себе задаю и, поудивлявшись, откладываю. Как так получилось, что христиане считают Иуду злодеем? Ведь если они полагают, что пришествие Христа имело конкретную цель — принести себя в жертву за человека и тем самым искупить грех, совершенный Адамом, — то отсюда неизбежно должна следовать и необходимость тех, кто совершает эту жертву. Чтобы Христа казнили, нужно было, чтобы его взяли; чтобы его взяли, нужно было, чтобы его узнали; чтобы его узнали, нужно было, чтобы кто-то на него показал. Этим кем-то стал Иуда. То есть Иуда был необходимым инструментом для осуществления божественного замысла, инструментом для принесения искупительной жертвы, инструментом для спасения человека. Логично ведь? Так за что же его ругать и проклинать; почему его оправдала (и сделала ближайшим учеником Христа) лишь одна секта гностиков, а в магистральном учении он так и остался злодеем?

Смежный вопрос: как в христианском сознании совмещается утверждение о божественном всеведении с признанием свободы человеческой воли (а следовательно — ответственности человека за свои поступки)? Если человек волен выбирать (то есть если, например, Иуда мог выбрать, предавать ему Христа или не предавать), значит, будущее не предрешено, может как угодно меняться и никому, в том числе самому Богу, неизвестно. Но если так, то как возможны пророчества — как ближайшие («один из вас предаст Меня», «не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня»), так и отдаленные, вроде ветхозаветных пророчеств о Христе? Если возможно всеведение, если возможно знание о будущем, если возможны пророчества — значит, будущее предопределено. Свобода воли исключает такую предопределенность. Каким интеллектуальным усилием можно совместить и то, и другое в одном сознании?
Subscribe

  • Via Twitter

  • (no subject)

    On the prevailing ideology in the industry, continued. Heydon is a designer. And a web developer. He is a fairly recognizable figure in the frontend…

  • (no subject)

    Airborne — as opposed to what? Was any other hypothesis of its transmission ever seriously considered (apart from the strange countries, such as…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments