Andrey (azangru) wrote,
Andrey
azangru

История (продолжение)

Припал к истокам и понял, что я тут давеча про натурализм фигню написал: мне было любопытно, с какого момента к борьбе с формализмом официально присоединилась борьба с натурализмом, причем мне казалось, что это должно было произойти после «Сумбура вместо музыки». Ни фига подобного: уже в сумбуре соседствуют фразы:

Способность хорошей музыки захватывать массы приносится в жертву мелкобуржуазным формалистическим потугам, претензиям создать оригинальность приемами дешевого оригинальничанья. Это игра в заумные вещи, которая может кончиться очень плохо.

и

В то время как наша критика — в том числе и музыкальная — клянется именем социалистического реализма, сцена преподносит нам в творении Шостаковича грубейший натурализм.

Отдельно умилила «Комсомольская правда», писавшая как будто прямо для меня:

Находятся у нас люди, страшно изумляющиеся насчет того, что в опере Шостаковича разоблачают одновременно и натурализм и формализм. Дескать, формализм и натурализм — явления, взаимно исключающие друг друга. Но ведь на деле-то натурализм и формализм родные братья и очень часто сопутствуют друг другу. В этом легко убедиться, прочитав, например, несколько глав из произведения западно-европейского архиформалиста. Сочинение называется «Улисс», и отрывки из него, повидимому, в качестве лучшего образца современной иностранной литературы печатает московский журнал «Иностранная литература» [это какое-то гениальное провидение: журнал-то в ту пору еще назывался «Интернациональной литературой»]. Это произведение написано на таком английском языке, что его не понимают сами англичане, и по стилю напоминает горячечный бред сумасшедшего языковеда, перемешавшего все известные ему языки в одну чудовищную смесь [это, кажется, еще одно гениальное предвидение: автор в 36-м году как будто пишет о «Записках по Финнегану», опубликованных в 1939]. Однако услужливый переводчик все же постарался как можно яснее изложить омерзительно натуральную сцену посещения героем повести уборной и все физиологические подробности этого посещения. Неслучайно мы упомянули о Джойсе. Для нас ясны мелкобуржуазные «западнические» корни формализма во всех его видах и превращениях. Потаенными ходами, ползком, тихой самой протаскивают в нашу страну ядовитую гниль, формалистскую плесень.

Так что да, дискуссия о формализме была как бы с самого начала дискуссией о формализме и натурализме. И, конечно, это был острый рецидив более давней ругани. Интересно, с какого времени формализм и натурализм стали близнецами-братьями — с 1934 года или еще раньше?
Subscribe

  • (no subject)

    com-petere со-ревновать-ся

  • (no subject)

    Someone is actually running a youtube ad campaign targeting React developers with a course on becoming a UI architect: The site that the ad…

  • (no subject)

    A beautiful cartoon on the front page of The Week:

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments